Буддистский подход к психическим заболеваниям

Лама Тубтен Йеше

Перевел Игорь Масленников

Я родился рядом с Лхасой, столицей Тибета, и получил образование в университете монастыря Сера, одного из трех главных монастырей Лхасы. Там нас учили, как решать проблемы людей — не столько такие, которые возникают при взаимодействии со внешним миром, сколько внутренние, умственные проблемы, с которыми мы все сталкиваемся. Вот этому я и учился — буддистской психологии, способам лечить психические заболевания.

Последние десять лет я работал с людьми с Запада и экспериментировал, пытаясь понять, работает ли буддистская психология так же для западного ума? И мой опыт показывает, что она работает очень хорошо. Недавно несколько моих учеников пригласили меня провести курс лекций и уроков по медитации в странах Запада — вот поэтому я сейчас здесь, с вами.

Изображение без описания

Мы, ламы, считаем, что самое важное — это понять, что проблемы людей возникают прежде всего из ума, а не внешней среды. Но чем я сейчас начну говорить о вещах, которые вам могут показаться бесполезными, лучше вы сами спрашивайте меня, и тогда я обращусь к вопросам, которые вас больше всего интересуют.

Доктор Стэн Голд: Лама Йеше, большое спасибо, что вы пришли. Могу я начать с такого вопроса: что вы подразумеваете под «психическим заболеванием»?

Лама Йеше (ЛЙ): Под психическим заболеванием я подразумеваю такой ум, который не видит ясно реальность. Ум, который преувеличивает или преуменьшает качества человека или вещи, которые он воспринимает, и который этим постоянно вызывает проблемы. На Западе такое состояние ума не считается психическим заболеванием, но интерпретация западной психологии слишком узкая. Если какой-то человек сильно эмоционально расшатан, то это считается проблемой. Но если кто-то на фундаментальном уровне неспособен воспринимать реальность, понимать свою собственную природу, то это проблемой не считают. Незнание отношения вашего ума к объектам реальности — это огромная проблема.

Проблемы людей больше, чем просто эмоциональные потрясения или нарушенные отношения между людьми. На самом деле, это крошечные проблемы. Это как если бы существовал такой огромный океан проблем, а мы бы видели только маленькие волны на поверхности. Мы сосредотачиваем внимание на них — «О, да, это большая проблема!» — но игнорируем настоящую причину, неудовлетворенную природу человеческого ума. Непросто разглядеть это положение вещей, но мы считаем людей, которые не знают природу своего неудовлетворенного ума, умственно больными. Их умы нездоровы.

Вопрос из зала (В): Лама Йеше, как вы проводите лечение психических заболеваний? Как вы помогаете людям с такими болезнями?

ЛЙ: О, да, прекрасный вопрос. Мой способ лечения психической болезни — это позволить человеку самому проанализировать сущность проблемы. Я стараюсь показать ему настоящую природу его сознания, чтобы он сам своим умом смог понять свои же проблемы. Я не верю, что я могу решить его проблемы, просто немного поговорив с ним. После этого он может почувствовать себя лучше, но это очень короткое облегчение. Корни его проблем уходят глубоко в его сознание, и пока они там, меняющиеся обстоятельства жизни будут провоцировать все больше проблем.

Мой метод — дать человеку возможность проверять свой ум, чтобы постепенно понимать его истинную природу. У меня был такой опыт: одному человеку я дал небольшой совет, и он решиЛЙ: О, отлично! Моя проблема решена. Лама Йеше ее решил всего несколькими словами». Но это неправда. Тот человек просто это придумал. Нельзя понять свои умственные проблемы, не став самому себе психологом. Другого пути нет.

В: Как вы помогаете людям понимать их проблемы? Как вы действуете?

ЛЙ: Я стараюсь показать им психологический аспект в их собственной природе и научить их проверять свой ум. Если они научились этому, то могут разбирать и решать свои проблемы. Этому подходу я и учу.

В: В чем именно состоит метод, которому вы учите, который позволяет взглянуть на истинную природу ума?

ЛЙ: В общем, это вид проверяющей, или же аналитической, знания-мудрости.

В: Это вид медитации?

ЛЙ: Да, аналитическая, или проверяющая, медитация.

В: Как вы это делаете? Как вы учите кого-то проверять свой ум?

ЛЙ: Приведу пример. Скажем, я положительно к кому-то отношусь. Тогда я спрашиваю себя: «Почему у меня хорошее отношение к этому человеку? Откуда у меня такие чувства?» Изучив этот вопрос, я могу обнаружить, что это так просто потому, что этот человек однажды хорошо ко мне отнесся, или же обнаружится какая-то другая маленькая и нелогичная причина. «Я люблю его, потому что он сделал то-то и то-то». И если я к кому-то плохо отношусь, то это означает то же самое. Какой-то человек мне не нравится, потому что он сделал то-то и то-то. Но если вы взглянете глубже, пытаясь понять, правда ли такие хорошие или плохие качества существуют внутри человека, то вы увидите, что различение друзей и врагов основывается на очень поверхностном, нелогичном мышлении. Вы основываете свои суждения на незначительных качествах, а не на всей полноте существа этого человека. Вы наклеиваете на качества человека ярлыки, «хорошее» или «плохое». Это может, например, быть что-то, что человек сказал или сделал. И затем вы совершенно несоразмерно преувеличиваете эти качества. Затем вы оказываетесь взволнованы тем, как сами же воспринимаете этого человека.

Благодаря проверке ума, вы можете увидеть, что нет смысла в том различении, которое вы проводите; оно только делает вас скованным, встревоженным и страдающим. Такой вид проверки анализирует не другого человека, а ваш собственный ум, чтобы вы увидели свои переживания и поняли, какой вид различающего ума приводит к таким переживаниям. Этот аналитический подход существенно отличается от западного подхода, который слишком фокусируется на внешних факторах и недостаточно на том, какую роль в жизни людей играет ум.

В: То есть вы утверждаете, что проблема больше в самом человеке, и не соглашаетесь с мнением, что нездоровыми людей делает общество, так?

ЛЙ: Да. Я, к примеру, встречался со многими западными людьми, у которых были проблемы, связанные с общественной жизнью. Они недовольны обществом, своими родителями, всем на свете. Но когда они понимают психологию, которой я учу, они думают: «Какая нелепость! Я всегда обвинял во всем общество, а настоящая проблема все время была во мне самом». После этого они становятся вежливыми и учтивыми, уважают общество, родителей, учителей и всех людей. Нельзя винить общество в своих проблемах.

В: Почему люди путают эти вещи?

ЛЙ: Потому что они не знают свою настоящую природу. Их окружение, господствующие в обществе идеи и философии могут способствовать проблемам, но главным образом их причины в нашем сознании. Конечно, то, как организовано общество, может угнетать кого-то, но обычно такие проблемы незначительны. К сожалению, люди часто преувеличивают их, и от этого им становится грустно. Так устроено общество. Но любой, кто считает, что мир может обойтись без общества, просто фантазирует.

В: Лама, что вы называете «океаном» человеческой природы (находите в океане человеческой природы)?

ЛЙ: Когда я использую это выражение, я имею в виду, что проблемы людей — как океан, а мы видим только волны на его поверхности. Мы не видим, что находится под этими волнами. «Так! У меня есть проблема с этим человеком. А если я от него избавлюсь, то решу свою проблему». Это все равно что изучать электрические приборы, не понимая, что в действие их приводит электричество.

В: Какие проблемы находятся под этими волнами?

ЛЙ: Неудовлетворенность. Неудовлетворенный ум — это фундаментальный элемент природы человека. Мы неудовлетворены самими собой; нас не может удовлетворить и внешний мир. Эта неудовлетворенность — как океан.

В: Чтобы помочь человеку, с которым вы работаете, вы задаете ему вопросы о нем самом и о том, как он себя чувствует?

ЛЙ: Иногда да, но обычно нет. У некоторых людей особые проблемы. В таких случаях может быть полезно узнать, в чем именно состоят проблемы, и тогда мы можем предложить их точное решение. Но все же обычно это не нужно, потому что, по сути, проблемы у всех одинаковые.

Изображение без описания

Изображение без описания

В: Сколько времени вы тратите на разговоры с этим человеком, чтобы понять его проблему и как с ней справиться? Как вы знаете, в западной психиатрии принято проводить очень много времени с пациентами, чтобы помочь им открыть природу их проблем. Вы действуете так же или по-другому?

ЛЙ: Наши методы не предполагают, что на каждого человека индивидуально нужно тратить много времени. Мы объясняем фундаментальную природу проблем и возможность выйти за эти рамки. Затем мы обучаем основным техникам работы с проблемами. Люди практикуют, и через какое-то время мы проверяем, как у них обстоят дела.

В: Вы говорите, что, по сути, у всех одни и те же проблемы, так?

ЛЙ: Да, правильно. На Востоке, на Западе, — в сущности, везде все одно и то же. Но на Западе нужно, чтобы человека поместили в психиатрическую клинику, чтобы его признали больным. Для нас это слишком поверхностно. Согласно психологии учения Будды и опыту лам, суть психической болезни более глубокая, чем только явное выражение ее симптомов. Пока океан неудовлетворенности остается внутри вас, малейшие изменения в среде, в которой вы находитесь, могут спровоцировать новые проблемы. По нашему мнению, даже возможность возникновения таких проблем в будущем уже значит, что ум нездоров.

Все мы здесь по своей сути одинаковы в том смысле, что наши умы неудовлетворены. Поэтому даже небольшие изменения внешних обстоятельств может привести к болезни. Почему? Потому что основа проблемы внутри нашего ума. Важно вырвать с корнем главную проблему, а не тратить время на борьбу с поверхностными эмоциональными расстройствами. Последний подход не прекратит поток проблем, а только приведет к тому, что на месте старых проблем возникнут новые.

В: Моя основная проблема такая же, как у других людей?

ЛЙ: Да, у всех главная проблема называется одинаково — «неведение», непонимание природы неудовлетворенного сознания. Пока ваш ум таков, вы в одной лодке со всеми остальными. Эта неспособность видеть реальность — не исключительно западная или исключительно восточная проблема. Это общая человеческая проблема.

В: Значит, основная проблема — незнание природы ума?

ЛЙ: Да, правильно.

В: А ум у всех имеет одну природу?

ЛЙ: Да, одну.

В: И у всех людей главные проблемы одинаковые?

ЛЙ: Да, но есть и различия. Например, сто лет назад у западных людей были одни специфические проблемы. Во многом благодаря технологическому развитию, многие из них они решили. Но теперь на месте старых возникли другие проблемы. Я об этом. Новые проблемы заменяют старые, но они остаются проблемами, потому что суть не меняется. Основная проблема подобна океану. А те, которые мы стараемся решать, — это только волны. На Востоке дела обстоят так же. В Индии деревенские люди испытывают не такие же проблемы, как те, кто живут в столице, Нью-Дели, но ведь все равно это проблемы. На Востоке и на Западе основная проблема все та же.

В: Лама, как я понял, вы говорите, что основная проблема в том, что люди теряют связь со своей истинной природой. Как мы теряем эту связь? Почему так происходит?

ЛЙ: Одна причина в том, что мы заняты тем, что происходит вне нас. Мы так заняты тем, что происходит в мире чувственных восприятий, что не обращаем внимания на то, что происходит у нас в уме. Мы никогда не спрашиваем, почему мир чувств такой интересный, почему вещи кажутся такими, какими они кажутся, почему мы реагируем на них определенным образом. Я не говорю, что мы должны игнорировать внешний мир, но стоит тратить хотя бы столько же усилий на анализирование наших взаимоотношений с ним. Если мы сможем осмыслить природу и субъекта, и объекта, тогда мы действительно сможем прекратить наши проблемы. Вы можете находить, что в материальном смысле ваша жизнь превосходна, но все же задаваться вопросом: «Меня действительно все это удовлетворяет? Это все, что есть?» Тогда вы можете проверить свой ум: «Откуда на самом деле происходит удовлетворение?» Если вы поймете, что удовлетворение не зависит только от внешних вещей, то получите и материальный достаток, и покой в уме.

В: Состояние удовлетворенности разное для каждого человека, или у всех оно одинаковое?

ЛЙ: С относительной точки зрения, у каждого человека свой способ мышления, чувствования и различения вещей. Поэтому удовольствие каждый получает по-своему. Это относительно. Но если взглянуть глубже, если взглянуть на глубокие, более долговечные уровни чувствования, счастья и радости, то понятно, что каждый человек может достичь одного и того же уровня радости. Находясь в мире относительного и приземленного, мы думаем: «Мои интересы и понимание удовольствия такое-то и такое-то. Поэтому я должен делать это и это. Если же я окажусь в других обстоятельствах, то превращусь в ничтожество». Говоря относительно, наши переживания индивидуальны, и каждый различает вещи по-своему. Но с абсолютной точки зрения, мы можем испытать одинаковый уровень счастья.

В: Лама, решаете ли вы проблемы людей тем, что учите их, как погрузиться в медитацию и отгородить себя от внешнего мира? Ваш способ лечения в этом?

ЛЙ: Не совсем. Люди должны быть полностью осведомлены и о том, что происходит в их уме, и о том, как их ум реагирует на внешний мир. Какое влияние внешний мир оказывает на них. Нельзя закрыться от внешнего мира. Нужно смотреть ему в лицо. Нужно быть открытым ко всему.

В: Ваше лечение всегда успешно?

ЛЙ: Нет, не обязательно.

В: Почему иногда оно не успешно?

ЛЙ: Иногда может быть проблема с общением. Люди могут неправильно понимать то, что я говорю. Кому-то не хватает терпения претворить в жизнь методы, которые я советую. Чтобы вылечить неудовлетворенное сознание, нужно время. Изменить ум — это не покрасить дом. Дом можно за час перекрасить из одного цвета в другой. А чтобы изменить умственное отношение, времени нужно больше.

В: Насколько больше? Речь о месяцах, годах?

ЛЙ: Это зависит от человека и от проблем, о которых идет речь. Если у вас проблемы в семье, то, может быть, вы их решите за месяц. Но изменение и преодоление фундаментальной неудовлетворенности ума может занять много, много лет. Справиться с волнами легко, а с океаном — гораздо сложнее. Спасибо, это был очень хороший вопрос.

В: У вас есть процесс отбора людей, которым вы решаетесь помочь?

ЛЙ: Нет, у нас нет отбора.

В: Люди просто приходят к вам?

ЛЙ: Да, кто угодно может прийти. Независимо от цвета кожи, расы, класса и пола. У всех людей одинаковый потенциал, чтобы решить свои проблемы. Нет проблемы, которую бы не решила человеческая мудрость. Если вы мудрый, то можете решить все проблемы.

В: А что с людьми, которые не мудры?

ЛЙ: Их нужно научить, как быть мудрыми. Мудрость не интуитивна; нужно открыть свой ум для нее.

В: Вы можете тем же способом помочь детям?

ЛЙ: Это определенно возможно. Но детям не всегда подходит интеллектуальное объяснение. Иногда им нужно показать некоторые вещи через искусство или своими действиями. Иногда неправильно внушать им, что они обязаны поступать так-то и так-то.

В: Лама, какой совет вы бы дали родителям, чтобы они помогли своим детям познать свою внутреннюю природу?

ЛЙ: Во-первых, я бы сказал, что лучше не переводить разговоры на интеллектуальный уровень. Правильные действия родителей и спокойная обстановка обычно действуют гораздо лучше. Если вы действуете правильно, дети учатся сами. Эти вибрации чувствуют даже совсем маленькие дети. Помню, когда я был ребенком и мои родители ругались, я чувствовал себя ужасно. Это было больно. Детям не нужно слишком много объяснять. Достаточно вести себя правильно, спокойно и мягко, и создавать правильную среду. Это всё. Особенно если дети такие маленькие, что еще не понимают язык.

В: Насколько важно тело для счастья людей?

ЛЙ: Если вы хотите быть счастливым, то очень важно, чтобы ваше тело было здоровым. Это так из-за тесной связи между вашей нервной системой и сознанием. Раздражение в нервной системе вызывает раздражение в уме; изменения в теле ведут к изменениям в уме. Между ними существует тесная связь.

В: Какую диету и режим сексуальной жизни нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

ЛЙ: И то, и другое важно. Конечно, мы все разные, поэтому одна диета не подойдет всем людям. У каждого человека тело имеет привычку к определенной диете, и радикальные изменения могут навредить. Слишком активная сексуальная жизнь тоже может ослабить тело, а это ослабит ум, силу сосредоточения и проникающую мудрость.

Изображение без описания

В: Какая сексуальная жизнь слишком активная?

ЛЙ: Это тоже зависит от человека. Телесные силы у всех разные. Нужно исходить из собственного опыта.

В: Зачем мы здесь? Какой смысл в нашей жизни?

ЛЙ: Пока мы привязаны к воспринимаемому миру, мы привязаны к нашим телам, поэтому и должны жить внутри них.

В: И куда я направляюсь? Я вообще обязан стремиться к чему-то?

ЛЙ: Да, конечно, у вас нет выбора. Вы непостоянны, поэтому должны изменяться. Вы должны продолжать существование. Ваше тело составлено из четырех переменчивых элементов земли, воды, огня и воздуха. Когда они сбалансированы, вы правильно развиваетесь и остаетесь здоровым. Но если один из элементов перестанет гармонировать с остальными, это вызовет хаос в вашем теле, и ваша жизнь окончится.

В: И что происходит потом? Мы перерождаемся?

ЛЙ: Да. Ваш ум , или же сознание, отличен от вашего физического тела, от плоти и крови. Когда вы умираете, вы оставляете свое тело и ум находит новое тело. С безначальных времен мы умирали и перерождались в одном теле за другим. Так мы это понимаем. Согласно психологии учения Будды, на относительном уровне природа ума совершенно отлична от природы физического тела.

В: Мы живем для того, чтобы постоянно улучшать себя? Вы, когда состаритесь, будете лучше, чем сейчас?

ЛЙ: Нельзя в этом быть уверенным. Иногда старые люди хуже детей. Это зависит от того, сколько у вас мудрости. Некоторые дети мудрее взрослых. Нужна мудрость, чтобы достигнуть такого прогресса в своей жизни.

В: Если в этой жизни вы лучше понимаете себя, то будет ли следующая жизнь лучше?

ЛЙ: Определенно. Чем лучше вы понимаете природу вашего ума в этой жизни, тем лучше будет ваша следующая жизнь. Даже в этой жизни, если вы сегодня хорошо понимаете природу сознания, то в следующем месяце ваши ощущения от жизни будут лучше.

В: Лама, что означает «нирвана»?

ЛЙ: «Нирвана» — это санскритское слово, которое значит «свобода» и «освобождение». Внутреннее освобождение. Это значит, что ваше сердце больше не сдерживают неконтролируемый, необузданный, неудовлетворенный ум и привязанности. Когда вы осознаете абсолютную природу вашего ума, то освобождаете себя от пут и можете находить радость, не зависящую от чувственных объектов. Наши умы связаны путами концепции нашего эго, и чтобы ослабить эти путы, нужно избавиться от эго. Это может показаться вам странным — то, что нужно избавиться от эго. Конечно, на Западе об этом мало говорят. Наоборот, здесь учат развивать эго. Если у вас нет сильного эго, вы теряетесь, вы не человек, вы слабы. Таков взгляд общества.

Но с точки зрения буддистской психологии, концепция эго — наша самая большая проблема, король всех проблем. Другие эмоции — как бы министры, а эго — король. Когда вы преодолеваете эго, то кабинет министров со всеми его заблуждениями исчезает, исчезает взбудораженный и спутанный ум, и вы приобретаете бесконечное, радостное состояние ума. Его мы называем нирваной, внутренней свободой. Ваш ум больше не сдерживается обусловленностью, не привязан к чему-то, как он привязан к чему-то сейчас.

Сейчас наш ум зависит от внешних явлений, и поэтому когда эти явления приходят в движение, они влияют и на ум. Мы не контролируем ситуацию. Наш ум как животное, которое куда-то тянут веревкой, привязанной к кольцу, продетому через его нос. Мы не свободны, не независимы. Конечно, мы думаем, что свободны и независимы, но это не так. Внутри мы несвободны. Каждый раз, когда бесконтрольный ум проявляет себя, мы страдаем. Поэтому освобождение значит свобода от внешних условий и ощущение стабильной, бесконечной радости, вместо взлетов и падений нашей привычной жизни. Это и есть нирвана.

Конечно, это просто короткое объяснение. Об этом можно говорить часами, но только не в этот раз. Однако если вы понимаете природу внутренней свободы, то понимаете, что временных чувственных удовольствий всегда недостаточно, и они далеко не самая важная вещь в жизни. Вы понимаете, что будучи человеческим существом, вы имеете способность и способы, чтобы достигнуть постоянного состояния бесконечной, безусловной радости. И это дает вам новый взгляд на жизнь.

В: Почему вы считаете, что приемы буддистской психологии дают лучшую возможность достичь постоянного счастья, а другие методы или не так хороши, или совсем не приводят к успеху?

ЛЙ: Я не утверждаю, что раз буддистские методы работают, нам не нужны никакие другие. Люди разные, и индивидуальным проблемам нужны индивидуальные решения. Один метод не сработает для всех. Про Запад нельзя сказать, что христианство предлагает решение всех проблем людей, и поэтому здесь не нужна психологическая наука, индуизм или какая-то другая философия. Это не так. Нам нужны разные методы, потому что у разных людей разные личности и эмоциональные проблемы. Но используя любой метод, надо задаться вопросом: действительно ли он может навсегда прекратить проблемы человека?

Кстати, сам Будда учил очень разным психологическим решениям для самых разных проблем. Некоторые люди считают, что буддизм — это узкая тема. На самом деле, Будда предложил миллиарды решений для неисчислимых человеческих проблем. Как будто бы индивидуальное решение существовало для каждого отдельного человека. Буддизм никогда не утверждает, что для некой проблемы есть только одно решение, никогда не говорит: «Другого пути нет». Будда дал огромное количество решений, которые охватывают все вообразимые проблемы. Но не каждую проблему можно решить сходу. К некоторым нужно подступаться постепенно, понемногу. Буддизм принимает и это во внимание. Поэтому нам и нужно много подходов.

В: Бывают пациенты, которые настолько взбудоражены, что им нужны большие дозы препаратов, или же должно пройти долгое время, чтобы с ними можно было просто общаться. Как вы обращаетесь с кем-то, с кем у вас даже нет контакта на интеллектуальном уровне?

ЛЙ: Сначала мы очень-очень медленно стараемся подружиться, чтобы заслужить доверие таких людей. Затем, когда их состояние улучшается, мы начинаем общаться. Конечно, это не всегда работает. Обстановка тоже очень важна: хорошо, когда это тихий дом за городом, такое мирное место, где висят картины, а стены раскрашены в спокойные терапевтические цвета. Все это непросто.

В: Некоторые западные психологи считают, что агрессия — это важная и необходимая часть природы человека. Что злость — это положительная действующая сила, даже несмотря на то, что иногда она приводит к бедам. Что вы думаете о злости и агрессии?

ЛЙ: Я призываю людей не выражать свою агрессию, не давать ей свободу. Вместо этого я учу людей понимать, из-за чего они злы, что и как вызывает в них злость. Когда вы понимаете такие вещи, ваша злость никак не выражается и как бы съедает саму себя. На Западе некоторые считают, что от злости можно избавиться, выразив ее. Что она прекращается после того, как проявляется. Но на самом деле в таком случае происходит следующее: вы оставляете в своем уме отпечаток, согласно которому вы снова должны разозлиться. Эффект получается противоположный мнению психологов. Злость как будто ушла, но на самом деле вы аккумулируете ее в своем уме. Отпечатки, которые злость оставляет в уме, только усиливают ваше стремление реагировать на ситуации с еще большей злостью.

Однако когда вы не позволяете агрессии выйти, это не значит, что нужно подавлять ее и сдерживаться. Это тоже опасно. Нужно научиться исследовать глубинную природу злости, агрессии, тревоги и всего, что вас беспокоит. Когда вы глубже рассмотрите природу отрицательной энергии, то увидите, что у нее нет никакой сущности, что это только ваш ум. Когда ваш умственный настрой меняется, то исчезает и отрицательная энергия: ее поглощает мудрость, которой понятна природа ненависти, злости, агрессии и тому подобного.

В: Когда было самое первое проявление злости? Проявление, которое потом оставляло отпечаток, за отпечатком, за отпечатком.

ЛЙ: Злость происходит от привязанности к чувственным удовольствиям. Проверьте сами. Это замечательная психология, но ее может быть непросто понять. Когда кто-то прикасается к чему-то, к чему вы очень привязаны, то вам не по себе. Привязанность — источник злости.

Доктор Стэн Голд: Лама, большое спасибо за то, что вы пришли и поговорили с нами. Это было очень и очень интересно.

Лама Йеше: И вам спасибо! Я очень рад, что встретился со всеми вами.

Больница имени принца Генри
Мельбурн, Австралия
25 марта 1975 года


Источник текста и фотографий: Архив мудрости им. ламы Йеше

Автор фото № 1 – Кэрол Ройс-Уайлдер, № 3 – Урсула Бернис.

Изначально опубликовано московским отделением ФПМТ с разрешения Архива мудрости им. ламы Йеше.